Мосты
×

Внимание

Could not instantiate mail function.

Большеохтинский Мост (Мост Петра Великого)

Большеохтинский мост в ночное время суток по праву считается одним из самых красивых мест Петербурга.
Нередко Большеохтинский мост изображают на открытках и туристических рекламных проспектах.

Большеохтинский мост соединяет берега Невы и находится вблизи Смольного института, а если точнее, то между Красногвардейской площадью и Тульской улицей. Здесь, с одной стороны Невы расположен Суворовский проспект, который начинается от Невского проспекта, и ведет прямо к Смольному, а с другой стороны - Красногвардейская площадь, дорога с которой ведет к реке Охте, а затем – в жилые кварталы, которые были возведены ещё во времена сталинской эпохи.  

Длина моста составляет 335 метров, его ширина 23,5 метра. Если сложить массу всех металлических конструкций, то она составит 8920 тонн, в том числе масса противовесных конструкций — 1065 тонн.

Впервые вопрос о возведении моста возник в 1860-х годах. Он был разрешен после того, как император принял решение о присоединении реки Охта к Санкт-Петербургу административным путем, используя новую постоянную переправу. Выбор места для возведения переправы стал предметов долгих и мучительно затянувшихся обсуждений. Каждому предприятию было на руку, чтобы мост находился как можно ближе к нему. Плюс ко всему строительство создавало преграды в деятельности, как лодочников, так и паромщиков. Летом 1885 года Городская Дума принимает решение о строительстве моста, пролегающего от Смольного монастыря до верфи Крейтона.

Большеохтинский мост получил свое название от речки Большая Охта, которая неподалеку впадает в Неву. Однако стоит отметить, что изначально конструкция была названа мостом Императора Петра Великого. Повторно возведение моста было задумано в 1901 году. В это время состоялся международный конкурс по разработке проекта. В конкурсе приняли участие разные страны мира, в том числе Германия, Австро-Венгрия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Голландия, Испании, которые представили 16 проектов. Однако победителем оказался лишь один проект, над которым работал профессор Николаевской инженерной академии полковник Г. Г. Кривошеин и военный инженер подполковник В. П. Апышков. Их проект был представлен под лозунгом «Свобода судоходству!». Над доработкой проекта работали такие известные инженеры как П. Шелоумов, С. Бобровский, Г. Передерий.

На удивление работы по возведению моста были осуществлены довольно быстро, начавшись в начале 1908 года, они были завершены уже спустя три года. Руководством по строительству конструкции занимался создатель его проекта Г. Кривошеин. Разводной пролет, равно как и его механизм был выполнен Петербургским Металлическим заводом, а подрядчиком на прочие работы была назначена варшавская строительная фирма. Возведенный в 1911 году мост оказался одной из уникальных европейских конструкций, ведь длина его неразводных пролетов, составившая 136 метров, являлась по праву рекордной для идентичных городских мостов, построенных в 20 веке.  

В целом, вся конструкция сооружения была поделена на три части. Необычность его внешнему виду придали два боковых пролета, которые украсили огромными сквозными металлическими сооружениями в виде арок, перекрывают пролет и образуют своеобразную крышу. К этим грандиозным аркам словно подвешена дорога моста. Двукрылое металлическое строение закрывает средний разводной пролет моста, и его длина составляет 48 метров. Крылья разводной конструкции, в случае необходимости, способны раскрываться вверх и вращаться вокруг глухих горизонтальных осей.

Опоры моста, украшенные гранитом, стоят на кессонных основаниях. Исключение составляет лишь левобережный устой, который возведен на свайном основании. Спуски к воде возле береговых опор, так же как и башни из которых осуществляется управление подъемными механизмами, облицованы гранитом. Башни напоминают маяки, которые находятся с двух сторон от разводного пролета. На этих башнях, возвышающихся над арочными фермами, установлены фонари четырехгранной, кубической формы. Так же к каждому маяку пристроена одна небольшая башня, напоминающая уменьшенную копию средневековых крепостных сооружений. На вершине каждой башни установлены остроконечные полукупола, сочетающие в себе модерн и элементы романского стиля архитектуры. На стенах башен установлены бронзовые доски, на которых выбиты имена создателей данного шедевра. Завершением оформления моста служат массивные металлические порталы с очерченной многоцентровой кривой. Стойки-пилоны с вертикальными прорезями украшены круглыми держателями, на которых находятся плоские мощные фонари.  

Однако, внешний вид сооруженного моста, к сожалению, привел в восторг не так много людей. Создатели конструкции были обвинены в том, что они соорудили слишком громоздкую конструкцию. А центральная часть моста оказалась слишком тонкой. Поступил ряд замечаний и относительно элементов конструкции, которые, по мнению критиков зачастую не сочетались друг с другом, а сам мост плохо вписывается в окружающий ландшафт. Тем не менее, мост был возведен. Благодаря этому были разрешены многие транспортные проблемы. Ведь ещё во времена правления Николая I Большая Охта сообщалась с центральной частью города только лодочными переправами. Наряду с этим менее придирчивые петербуржцы сочли новый мост как нестандартное сооружение, оригинальное и в какой-то степени по-своему красивое. 

Интересно, что почти с момента открытия переправы по Петербургу пошел слух, что в конструкции моста присутствует одна золотая заклепка, покрытая сверху почти незаметным слоем железа. Однако проверить правдивость данного предположения оказалось невозможно, ведь конструкция моста насчитывала более миллиона идентичных заклепок.  

В 1982—1983 годах инженеры Р. Шипов и А.Гутцайт, а так же архитекторы Н. Дибцев и Ю.Шиндин соорудили транспортную развязку, применив в своем проекте путепровод на правом берегу реки Невы.  

В 1990-х годах Большеохтинская переправа удостоилась капитальной модернизации и реконструкции, при этом сохранился общий внешний облик конструкции. Над проектом работали инженеры В. Жирухин, В. Паршин, Н. Тихомиров. Клепанные металлические конструкции разводного пролета заменили на цельносварные, а изношенные заклепки, расположенные на арочных фермах сменили на высокопрочные болты. Электромеханический привод разводной конструкции был заменен на электрогидравлический. Проезжую часть сооружения покрыли металлической ортотропной плитой с асфальтобетонной прослойкой. На ремонт моста в общей сложности было затрачено около 48 000 квадратных метров асфальтового покрытия, примерно 10 000 кубических метров бетона, а так же порядка 4 000 квадратных метров поверхности моста были заново облицованы гранитом.

С 1997 года и по настоящий день, Большеохтинский мост функционирует, пропуская через себя тысячи единиц транспорта, и относится к ряду многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Тем более что после профессионально выполненной специальной подсветки, для которой на пролетных сооружениях установили около 1300 светильников с мощностью до 1000 Ватт, конструкция преобразилась и стала выглядеть действительно волшебно, особенно ночью.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.