Острова

Канонерский Остров (Кошачий, Батарейный)

Канонерский остров, как и другие острова является частью Санкт-Петербурга, но в этом случае остров стоит более уединённо. Из центра города на Канонерский остров можно добраться только преодолев тоннель. Остров расположен в дельте реки Невы, гранича с Гутуевским островом и Белым островом, который был искусственно насыпан. Ещё когда остров был финской вотчиной он носил название Киссасаари, то есть Кошачий остров.

Позже он стал находиться в ведении Адмиралтейской коллегии и получил название – Батарейный. На побережье находился пороховой склад и другие складские помещения с боеприпасами. В конце XVIII века остров стал именоваться Канонерским, названный так от слова канонир или пушкарь, в переводе с французского на русский. На острове обучали солдат, долгие годы тут был полигон новобранцев - канониров, но при строительстве Морского торгового порта Канонерский остров утратил этот статус. Были удлинены края острова и укреплён берег. В основном, остров был мало заселён и мало застроен. Для укрепления судоходного русла была отстроена плотина, которая уходила прямиком в море. Эта дамба препятствовала намыв у грунта с моря на Канонерский остров. Для фотографов и живописцев остров стал прекрасной площадкой для творчества, так как с него открывается великолепный вид на вторую столицу Российской федерации.

Напротив плотины разместился Канонерский судоремонтный завод, который занимает большую часть этой стороны острова. Он был построен в восьмидесятые годы XIX века одновременно с постройкой Морского канала. Первоначальные функции завода заключались в ремонте отдельных частей землечерпательных кораблей. Позже, уже в двадцать четвёртом году прошлого века на заводе появились слесарная и чугунолитейная мастерские, а так же корпусной цех. В тридцатом году у завода появился свой док, состоящий из двух секций, который мог поднимать до четырёх тонн. На Канонерском заводе ремонтировались ледоходы «Ермак» и «Ленин», «Красин» и «Октябрь». В военные годы завод подстроили под военные нужды, там размещались для ремонта военные корабли, баржи и катера. Там же отливали фугасные бомбы и другие снаряды для авиации и флота. На заводе стоит самое современное оборудование, тут первыми начали ремонтировать гребные винты. На территории завода стоит памятник работникам, павшим в период Великой отечественной войны.

В основном на острове селились ремонтники с завода, так как попасть на остров можно было только через баржу и постоянно уезжать и приезжать таким методом было трудно, то здесь стали появляться дома. Дома стоят разношёрстные, то попадется древний полуразвалившийся домик начала прошлого века, то стандартные двухэтажные дома, построенные после войны, то дома-«пятидесятники», встречаются «хрущёвки» и современные многоэтажные кирпичные дома, которые теряются на фоне громадных лайнеров, стоящих в порту. Остров невелик и потому улиц как таковых здесь нет. Тут всегда одно и тоже название - Канонерский остров, только номера домов разные. Например адрес дома – Канонерский остров, 5 или Канонерский остров, 20. В доме номер тридцать два располагался бассейн в котором плавали работники завода. Бассейн был хорош тем, что вода в нём не вызывала аллергическую реакцию, так как была подвергнута особой технологии очистки, где хлорированная вода не так сильно действовала на кожу человека.

Интересный вид открывается с западного берега Канонерского острова, а именно вид на Невскую губу или, как ещё иронично называют это маленькое, будто игрушечное море – «Маркизову лужу». Тут можно увидеть в вечерних сумерках или ночной мгле мерцание огней, выходящих в большое плавание, судов. А ещё можно посмотреть на Морской канал, где важно проплывают суда, набитые грузом или буксиры с прицепленными баржами. Фантазия рисует за место буксиров и барж неповоротливого кашалота рядом с которым снуют небольшие детки.

От острова к городу протянулся почти километровый подводный тоннель. Его строили очень долго, тринадцать лет прокладывали этот тоннель. Так долго строили потому что способы строительства были новы и неизведанны, постоянно происходили трудности с опусканием железобетонных секций на дно канала. До строительства канала в город можно было попасть только по воде, теперь же островитяне приобрели машины и за место сарайчиков для различных лодочек появились гаражи. В конце XX века был проведён капитальный ремонт канала, по ходу были исправлены и отремонтированы осветительные приборы, вентиляционные системы и прорыты дренажные каналы, обустроена дорога. В нынешнее время на Канонерском острове производится строительство грузопассажирского порта, который сможет принимать до десяти миллионов тонн.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.