Соборы

Собор Воскресения Христова (Храм Спас на Крови) Санкт Петербург

Собор Воскресения Христова, (Спас на крови) сооружался как общенародный комплекс.

Собором увековечена память об императоре Александре II. 

Наряду с тем, Спас на крови является историческим памятником трагических событий, которые произошли 1 марта 1881 года.

Не совсем правильно восприятие данного собора как культового объекта, сущность храма намного шире и глубже. В храме переплетены не только культовые, но и политические, исторические, художественно-стилистические и даже градообразующие начала.

Территория, которая примыкает к храму, является одной из наиболее древних частей Санкт-Петербурга, служит "ядром" центра города, образовавшегося начале первой половины XVIII века. В этот период происходит оборудование городской системы коммуникаций, в то время как Большая наряду с Малой Конюшенные улицы являлись основным местом для передвижения транспорта, проходившим между Придворной конюшенной общиной и Невским проспектом. 

В связи с тем, что храм был расположен в центре Петербурга, высочайший уровень ценности имело все окружающее пространство. Здесь особо важную роль играет историко-культурное наследие, которое нашло свое отражение в Русском музее, Малом оперном театре, Большом зале филармонии и всевозможных храмах различных конфессий. Все это достояние по праву можно назвать сокровищницей Санкт-Петербурга. Скорее всего вы не найдете в центре бывшей древней столицы другого подобного здания, которое привлекает к себе своим образом, уникальной композицией, неповторимыми художественными элементами и богатым декоративным убранством.

Собор особо интересен своими пышными формами и необычным декором: фигурные наличники, кокошники, пояски, изразцы, цветная глазурованная черепица. Пять основных куполов собора покрыты специальной ювелирной эмалью общей площадью 1 000 кв. м. Его колокольня украшена мозаичными гербами известных городов и губерний, которые входили в состав Российской империи.

Наверняка благодаря своим особенностям архитектурных элементов и необычного убранства собор Воскресения Христова мог бы стать диссонирующей частью окружающей обстановки. Тем не менее, он гармонично сливается с городским ландшафтом, в большей степени благодаря работам, связанным с реконструкцией этой части Санкт-Петербурга, которую выполняли, используя свои проекты, известные инженеры Г.Кривошеин, Н.Митинский, Н.Житневич и архитекторы А.Парланд и Р.Мельцер. 

В 1892 году вблизи колокольни Спаса на крови было возведено широкое перекрытие из дерева, соединявшее берега Екатерининского канала. Оно стало подобием Синего и Казанского мостов и образовало выложенную брусчаткой дорогу перед входом в собор.

Южную, восточную и северную стороны этой дороги оформили дугообразной оградой, над которой работал архитектор Парланд. В неё входило 52 звена, украшенных стилизованными растительными рисунками, которые ковались на петербургской фабрике К.Винклера в 1903 - 1907 годах. Вдоль ограды был выложен тротуар, для изготовления которого использовали лещадные плиты с гранитным цоколем. Тротуар был проложен с южной и северной сторон от храма. Восточную часть площади перед собором оформили газонами и цветниками.

Храм Воскресения Христова изначально создавался не для того, чтобы быть центром и оплотом церковного движения. Об этом не думали даже высшие церковные деятели. И для всех собор выступал как храм-памятник, храм-символ.

Вот что было зафиксировано в записях высокообразованного и широко мыслящего протоиерея Н.Антонова: "Этот собор Воскресения Христова и все, что к нему прилегает, необходимо было сделать центром того, что тем или иным образом связано с императором Александром II, и в частности, в области элементов живописи и традиций изобразительного искусства".

В качестве музея Антонов видел и ризницу Спаса на крови. С его стороны неоднократно поступали предложения о расширении данного музея (рассматривалась возможность строительства еще одного небольшого здания в Михайловском саду). Помимо этого Антонов планировал преобразить и сам сад, расположив в нем статуи известных деятелей отечественного искусства, и, несомненно, Александра II. 

Собор Антонов и его сподвижники представляли себе как "приют" для русской отечественной музыкальной культуры, сосредоточением духовного пения, всевозможных выступлений церковных хоров. В то время собор не обсуждался как постоянно действующая церковь - все с пониманием относились к его художественному назначению. Данные предложения особо актуальны и на сегодняшний день. Другими словами – это продуманная и целенаправленная работа, которая может быть направлена на возрождение храма.

По решению президиума ВЦИКа, закрепленного протоколом № 67 от 30.10.1930 г., действующий собор был закрыт. На долгое время духовно-просветительная деятельность храма-реликвии, сперва, как собора для придворных, позже – для прихожан, оказалась невостребованной.

Центральный совет Общества политкаторжан осенью 1930 года передает разоренный собор музейной секции. Однако для политкаторжан оказалось непосильной задачей содержать огромное здание на должном уровне. Определенный период времени храм пустовал. По мнению новых хозяев страны, собор не имел абсолютно никакой исторической и художественной ценности для российского народа. Начинается кампания по его ликвидации. 

Осенью1931 года на Областной комиссии, которая занималась вопросами культов, вступает в силу решение о разборе собора по частям. Затем на 7 лет наступает затишье.

Актуальным вопрос вновь становится в 1938 году. Проведение акции планировалось на 1941 год. Разрушению храма помешало начало войны. Взрывники буквально из-под его стен были отозваны на фронт. В тяжелые годы блокады в храме разместили морг для сбора тел погибших горожан. 

После окончания войны в соборе размещается Малый оперный театр для хранения своих декораций. Здание с каждым годом все больше и больше разрушалось, особенно сказались на нем военные действия. Разбитые окна, дыры в крыше – все это способствовало проникновению внутрь собора влаги.

В начале 1956 года наступает ещё один критический момент в истории собора. Городские власти вновь принимают решение об уничтожении храма для прокладки транспортных путей. Так была начата ещё одна крупная компания, в ходе которой пострадало множество исторических памятников нашего народа, и длилась она около 10 лет.

И лишь в 1968 году храм берет под охрану Государственная инспекция по охране исторических памятников, осуществляющая свою деятельность при Главной архитектурно-планировочной комиссии. А в 1970 году директор музея "Исаакиевский собор" Г.П.Бутиков смог отстоять храм и доказать правительству Петербурга то, что собор является исторической ценностью, утрата которой просто бессмысленна и не обоснована.

В 1980 году начинаются реставрационные работы, первый этап которых подошел к концу 19 августа 1997 года. В этот год музей-памятник был открыт для посетителей. 

Собор Воскресения Христова - единственный мемориал в Петербурге, основанный в честь памяти об императоре Александре II.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.