Соборы

Казанский Собор в Санкт Петербурге

Одной из великих святынь нашего народа можно назвать Казанскую икону Божией Матери. Икона являлась одной из любимых в Царском доме Романовых. Первый экземпляр иконы, который появился на свет в Казани в 1579 г. был украден из Казанского собора в начале XX столетия и след его потерян далеко за пределами России. Согласно предания, список, который был сделан с иконы ценился не меньше, чем первообраз. До 1710 г. реликвия была расположена в Москве, а после по решению Петра I была перемещена в Петербург. Однако в крохотной часовне, расположенной на Петербургской стороне она пробыла недолго и уже в 1737 г. Была перевезена в храм Рождества Богородицы, располагавшийся на Невском проспекте. Храм был построен по проекту известного архитектора М.Г.Земцова. Позже собор назовут Казанским в честь перемещенной в него иконы.

С того времени в Казанском храме стали проводить церковные обряды, позже архиерейские богослужения а также обряды бракосочетания представителей царской семьи. Собор постепенно преобразовался в кафедральный.  
С Казанским храмом связано вступление на трон Екатерины II в 1762 г. Согласно заметок датского гонца барона фон Ассебурга: "Екатерина прибыла в столицу к шести часам... приняла присягу от Российской гвардии и уже 8 часов посетила Казанский собор, сопровождаемая четырьмя полками... Панин в стоявшей на улице карете доставил Князя Павла Петровича в храм, а оттуда, Екатерина направилась в новый дворец... Затем Императрица отдала распоряжение Синоду и Сенату о сборах в деревянном дворце; в этот день состоялась присяга Сената, Синода и всех вельмож, на верность царице". 

Традиционным стало празднование в Казанском соборе всевозможных крупных событий, например, заключение мира или военные победы. 
Ризница Казанского собора была наполнена серебряными с позолотой венцами, под которыми в 1773 году проходило венчание будущего императора Павла I с Гессен-Дармштадтской. 

К концу XVIII в. количество жителей Петербурга неуклонно растет, и собор, который был рассчитан на ограниченное число прихожан, стал неуютным и тесным. Французский путешественник аббат Жоржель указал в своих записках: "Храм не велик и недостаточно вместителен". Наряду с этим в заметках Жоржеля можно найти описание роскоши и величия Казанского собора: "Казанский храм очень нарядно и богато выглядит: государи являются щедрыми, одаряя его множеством драгоценностей. В праздничные дни в храме было размещено около тысячи пылающих свечей, а так же бесчисленное количество лампад, выполненных из золота и серебра, горящих у алтаря". 

Еще в 1781 г. Великому Князю Павлу Петровичу довелось странствовать по Европе. Наибольший восторг у Князя вызвал Рим, и в частности храм святого Петра. Князь был поражен величественной и художественной отделкой храма, который возвел в начале XVI в. Микель-Анджело Буонаротти. По его мнению, именно в такой церкви должен был служить архиепископ московский. Князь вернулся этой мысли, взойдя на престол. Он начинает развивать идею создания собора по подобию римского. Планировалось, что храм будет возведен в Петербурге. 

Собор должен быть возведен в честь Казанской иконы Божией Матери и расположиться на Невском проспекте, заняв место собора Рождества Богородицы. Вскоре была организована специальная комиссия, которая занималась организацией строительства собора, а возглавил её Президент Академии художеств граф А.С.Строганов. Перед строительством ему был предложен ряд проектов. И уже в 1800 г. по решению Павла I был утвержден проект архитектора А.Н.Воронихина, который являлся бывшим крепостным графом Строганова. 

Как оказалось, проект архитектора Воронихина имел черты схожие с римским собором святого Петра. Особенно ярко это подтвердилось в строительстве смотрящей на Невский проспект колоннады. Тем не менее, нельзя сказать, что это полная копия колоннады, возведенной Бернини. Римская колоннада выступает независимой постройкой и была возведена гораздо позже храма. Колоннада Воронихина оказалась органически связанной с собором, представляя одно целое. Два огромных крыла, которые широко размахнулись, образовали большой полукруг, на подступах к которому расположена площадь, разделяющая Казанский собор и Невский проспект. 
Закладка собора была осуществлена 27 августа 1801 г. Строительство длилось 10 лет. 15 сентября 1811 г. состоялось освящение храма, которое было проведено митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием. 

Форма собора крестово-купольная. В его основании расположен крест, который вытянут с запада на восток. Храм имеет длину 72,5 метра, ширину - 56,7 метра, высоту с учетом купола и креста - 71,5 метра. Купол возвышается над всем зданием, выглядя более величественно, чем купола, созданные другими мастерами.  

Особого внимания в оформлении храма заслуживают скульптуры таких известных мастеров как И.П.Мартос ("Истечение Моисеем воды в пустыне"), Л.Л.Прокофьев ("Воздвижение медного змия"), Ж.-Д.Рашетт ("Вход Господень в Иерусалим"). 

Ворота северного входа в собор, которые расположены со стороны Невского проспекта, выступают бронзовой копией ворот Флорентийского Баптистерия, выполненных известным итальянцем, мастером скульптуры Лоренцо Гиберти (1425 - 1452 гг.). Эти двери в народе прозвали "Врата рая". В нишах с обеих сторон от ворот стоят бронзовые скульптуры. 
Наружные стены храма наряду с колоннами, капителями и барельефами созданы из пудожского камня - желтоватый известняк, который добывают под Петербургом. 

Грандиозный интерьер собора производит особое впечатление. Его главная архитектурная деталь – ансамбль, состоящий из 56 мощных, выполненных из монолитов, которые добывались на Карельском перешейке. Каждая колонна весит порядка 30 тонн и имеет высоту 10,7 м. Пол в храме облицован карельским мрамором. Тонкая резная работа особо ярко видна в "Царском месте", над которым работал мастер Самсон Суханов, выходец из простой вологодской крестьянской семьи. 

Хотелось бы подчеркнуть, что на строительство храма потребовались огромные средства и неимоверные усилия нескольких тысяч рабочих, которых собирали из оброчных крестьян. Они поражали иностранцев своим мастерством и изобретательностью. Гости Петербурга, наблюдавшие за строительством, поражались тому, что обычные мужики, одетые в рваные полушубки не прибегали к использованию каких-либо измерительных приборов. Им достаточно было взглянуть на проект, визуально скопировать информацию и приступать к работе, несмотря на то, что на улице была температура 15 градусов ниже ноля. Работы велись круглосуточно.

Самым дорогим и заслуживающим внимания украшением храма был иконостас. Его соорудили по проекту К.А.Тона, установив его на место бывшего иконостаса А.Н.Воронихина. На его создание было потрачено более 100 пудов серебра.  

Однако в 1922 г. большевики приняли решение о том, что иконостас необходимо разобрать и переплавить в серебряные слитки, которые позже были проданы. 

Перед Казанским храмом расположен живописный красивый парк. В самом центре парка стоит гранитный фонтан, который перенесли сюда с дороги в Царское Село. Этим творением занимался известный архитектор Тома де Томон в 1809 г. Сейчас этот парк является излюбленным местом отдыха жителей и гостей города.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.