Соборы
×

Внимание

Could not instantiate mail function.

Смольный Собор в Санкт Петербурге

До возведения Смольного монастыря и собора на их месте было расположено новгородское село под названием Спасовщина. В то время как на противоположном берегу шведами была построена крепость Ниеншанц, здесь соорудили форт Сабина.

После того как был заложен Санкт-Петербург, это место было отведено для Смоляного двора, который служил хранилищем смолы, так же здесь занимались варкой дегтя для потребностей Адмиралтейской верфи. С тех пор название «Смольное» было закреплено за этим местом. 

Перед своим сорокалетием царица Елизавета Петровна принимает решение о том, что свою оставшуюся жизнь необходимо провести в тишине и спокойствии монастыря. По её распоряжению начинается строительство монастыря, который был рассчитан на сто двадцать девиц из благородных семей. Сама Елизавета должна была стать настоятельницей монастыря. Для каждой девицы по проекту соорудили отдельные апартаменты, рядом с которыми находилась комната для обслуживающего персонала, кладовка для припасов, кухня. Для Елизаветы был спроектирован отдельный дом. 

Место для постройки храма Елизаветой было выбрано неспроста. В то время, когда императрицей была Анна Иоанновна, здесь был расположен Смольный дворец, в котором поселили юную Елизавету. По этой причине дворец получил свое второе название Девичий. 

Так как невдалеке находился Смольный дворец, монастырь также стали называть Смольным. 

Для контроля за строительством при Канцелярии был организован специальный совет, который возглавил бригадир Яков Мордвинов. За время ведения работ между архитектором и Мордвиновым постоянно возникали стычки и разногласия по причине самоуправства второго (Мордвинов отменял приказы Растрелли, давал собственные неразумные распоряжения). 

Своим появлением проект Растрелли предвещал то, что скоро будет заложен новый для России монастырский комплекс. Крепостные стены, которые ранее окружали подобные строения, зодчий заменил на стены с лепниной и богато украшенными вазами. Доминирующей оказалась высокая колокольня, которую установили над въездными воротами. По проекту высота колокольни должна была стать больше, чем " шпиль Петропавловского собора" (140 метров). В комплекс монастыря вошел собор и расположенные вокруг него двухэтажные жилые корпуса. 

12 июля 1749 года выходит указ, направленный на изменение проекта. Поступает приказ о том, что собор необходимо строить наподобие Успенского собора, расположенного в Московском Кремле. Наряду с этим колокольня должна была походить на бывшую Ивановскую колокольню. То есть, Елизавета Петровна поручает сделать храм с учетом всех православных канонов, а именно так, как не возводили храмы со времён правления Петра I. Теперь на Смольном соборе необходимо было установить один основной и четыре малых купола. 

Перед тем, как строительство было начато, была создана модель сооружаемых зданий. Для этого использовали «три покоя и одни сени» в доме, расположенном на Большой Морской улице. Работала над моделью, группа плотников, состоящая из 6 человек: М.Гаврилов, Т.Колоткин, А.Фоткин, Н.Тихонов, Н.Пекишев и Д.Голубев. Модель собирали на столе, после чего её длина оказалась три сажени и была она собрана в такой же последовательности, как и планировалась стройка монастыря. На место предстоящих работ, в специально отведенное для этого помещение, модель перевезли 14 мая 1751 года. 

Монастырь строился с большим размахом. В работах принимали участие несколько тысяч солдат, забивавших сваи и примерно такое же количество мастеровых, которые занимались возведением стен. Финансирование проекта осуществлялось в полном объеме и без задержек. 23 мая 1754 года на стройку прибыла сама Елизавета Петровна. Императрица была восхищена проектом колокольни настолько, что приказала отлить для неё специальный колокол, который бы имел массу 20 000 пудов, и чтобы его ширина составляла более 6,5 метров. По желанию императрицы колокол должен был стать больше, чем московский царь-колокол. 

Уже в ходе строительства Растрелли неоднократно пересматривал свой проект. Высота будущей колокольни была увеличена со 140 до 167 метров. Малые главы практически соединили с центральным куполом. С.И. Чевакинский, вдохновленный этим проектом, создал комплекс Никольского храма, в котором колокольня, возведенная в 1756–1758 годах, повторила некоторые элементы проект Растрелли. 

Во времена начала Семилетней войны в 1757 году средств в казне оказалось недостаточно. Проект Растрелли был остановлен, не дойдя до своего логического завершёния. После победы в войне Елизавета Петровна изменила свое решение, связанное с уходом в монастырь. А в 1761 году императрица умирает, так и не успев попасть на освящение Смольного храма. 

Практически готовый собор для прихожан закрывается. В народе рождается легенда о том, что соборе запрещено проводить службы на протяжении ста лет. В то время ходила легенда и о самоубийстве одного из рабочих у алтаря, что так же связывали с запретом на проведение церковных служб. 

Закончить работы по строительству монастыря по приказу Екатерины II должен был Ю.М. Фельтен, который принимал участие в строительных работах с 1765 по 1775 год. Фельтен завершил строительство корпусов и приступил к созданию интерьера. Новая императрица отстраняет Растрелли от стройки. 

После того, как Екатерины II вступила на престол, в Петербурге организовали Воспитательное общество, в которое могли вступать девочки из дворянских семей. Местом проживания «благородных девиц» был назначен Смольный монастырь. С тех пор всех девушек, которые здесь обучались, начали называть смолянками. 

Во времена правления Павла I Смольный храм был упразднён, монахини были переведены в другие храмы. Позже для участниц Воспитательного общества возводят здание, получившее название Смольный институт, куда они и переезжают. 

Завершающий этап строительства Смольного собора начинается после распоряжения императора Николая I, который организовал проведение конкурса среди архитекторов. Первое место в конкурсе занял В.П. Стасов. На протяжении трёх лет мастер реставрировал и отделывал интерьеры, занимался строительством второго ряда служебных сооружений, расположенных со стороны главных ворот в храм. По проекту Стасова сооружена ограда вокруг храма. 

20 июля 1835 года состоялось освящение Смольного собора как Собора всех учебных заведений. В честь этого мастера изготовили бронзовую медаль с изображением собора и Иисуса Христа, который благословляет детей. Архитектор Стасов за свои труды на протяжении 12 лет получал ежегодно по 2000 рублей. 

Строительство смольного собора длилось 87 лет. Церковный зал был рассчитан на 6000 человек. 

Из заметок в дневнике архитектора Стасова: 
«Характер сооружений, возводимых графом Растрелли, всегда уникален, в общих чертах смел, в некоторой степени щеголеват, всегда соответствует своему местоположению и точно выражает своё назначение. Внутреннее убранство особо удобно. Манера работы архитектора самобытна и не обременена по тогдашнему времени огромным количеством выступов и украшений». 

В 1923 году Смольный храм закрыли.
На сегодняшний день его помещение используется как концертно-выставочный комплекс.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.