Дворцы

Воронцовский Дворец (Замок Мальтийского Ордена)

В 1744 году пост вице-канцлера Российской империи занимает Воронцов Михаил Илларионович. Учитывая его заслуги при взятии царицей Елизаветой Петровной трона, а также родственную связь (супруга канцлера Скавронская Анна являлась двоюродной сестрой Елизаветы), императрица приняла решение об обустройстве для него нового дома.

Для такого значимого человека необходимо было создать соответствующее жилище. Дворец для канцлера между Садовой улицей и Фонтанкой начал возводиться в 1749 году. Проект выполнил Ф.Б. Растрелли. Изначально в центральной части главного корпуса была расположена арка, служившая въездом во внутренний двор. Затем она была заложена и на её месте организовали Главный вестибюль. Помимо дворца архитектором был возведено ещё несколько сооружений. За главным зданием располагался постоянный сад, который заканчивался у берега р. Фонтанки. С той стороны, где протекает Фонтанка, воздвигли одноэтажное здание с террасой, выходящей на реку. Ограда изготовленная из чугуна перед дворцом также была выполнена по проекту Растрелли. 

В1758 году, осенью, завершились отделочные работы. Затянувшееся строительство было связано с трудностями по финансированию канцлера. В своем письме императрице он писал: «Сообщаю, что в связи со строительством я стал банкротом». А ведь помимо расходов на стройку, Воронцов постоянно тратился на регулярные балы и маскарады. Невзирая на ряд трудностей, строительство было завершено. В местной газете «Санкт-Петербургские ведомости» сообщалось:

«23 ноября 1758 г. состоялось освящение церкви в новом доме канцлера М.И. Воронцова. Императрица отобедала в доме канцлера, а в качестве подарка на новоселье преподнесла ему указ на сумму 40 000 рублей».

С приходом к власти Екатерины II канцлер не мог рассчитывать на регулярные поступления денег из государственной казны. Возникли сложности с содержанием дворца. По это причине, до отъезда в Европу в 1763 году, Воронцов продает его в казну и получает за это 217 600 руб.. Воронцовский дворец стал гостевым домом. В этом месте останавливались граф И. А. Остерман, принц-адмирал Нассау-Зиген, а так же Г.Прусский. В то время, когда гостей не было, дворец не пустовал. Заметка из «Санкт-Петербургских ведомостей» в январе 1770 года: «Через сие сообщаем, что в доме покойного канцлера М.Л. Воронцова возле гостиного двора будут два раза в неделю проходить маскарады, вплоть до великого поста, и каждая желающий за вход должен будет заплатить по рублю».

В 1798 году царь Павел I принял титул магистра Мальтийского ордена и делает из усадьбы Воронцова главную резиденцию ордена. Вследствие этого дворец Воронцова стали называть Замком мальтийских рыцарей. Около въезда во дворец со стороны улицы Садовой разместили белый мальтийский крест. Позже, в 1798–1800 годах здесь была выстроена Мальтийская капелла. Проект составил Д.Кваренги. Капелла служила местом хранения орденских драгоценностей и кресла великого магистра ордена. Когда жил Павел I здесь постоянно проводились собрания мальтийского ордена. В крайнем левом крыле комплекса зданий по проекту Кваренги была возведена православная церковь Иоанна Иерусалимского.

Во времена правления Александра I активность Мальтийского ордена на территории России была приостановлена, усадьба вновь перешла государству. Большинство флигелей было отдано купцам для размещения в них торговых лавок, максимальный срок аренды составлял 25 лет. Стоит остановиться на известной книжной лавке И.П. Лисенкова, которую часто посещал А.С. Пушкин. В этом же здании с 1832 по1833 год жил известный в то время архитектор А.К. Кавос.

Воронцовский дворец в 1810 году стал местом размещения Пажеского корпуса. На втором этаже были обустроены спальни воспитанников. В 1827 году архитектор А.Е. Штауберт приспособил здание для потребностей учебного заведения. К глубокому сожалению, это повлияло на частичную утрату богатых дворцовых интерьеров. 

Император Александр I принял решение об обустройстве бывшего дворца Воронцова для своего младшего в 1817 году. Великий князь Михаил Павлович должен был стать хозяином всего комплекса зданий. Архитектором проекта выступает Карл Иванович Росси. По его задумке, новый фасад необходимо было выполнить в стиле классицизма. Помимо реконструкции дворца, зодчий Росси приступил к изменению всей прилегающей окрестной территории. По его проекту сад за дворцом необходимо было укоротить, а на его месте разместить две площади, которые должны были соединяться прямой улицей. Данный проект так и не был воплощен в жизнь. Позже Карл Росси построил для Михаила Павловича новый Михайловский дворец.

После окончания революции Пажеский корпус закрыли, во дворце стали проводиться заседания левых эсеров. В 1918году, 7 июля года здесь прошел бой, в котором приняли участие эсэры и большевики, принявшие решение уничтожить центр эсэровской партии. Повсюду, в здании велся открытый огонь из артиллерийских орудий, расположенных на галерее Гостиного двора, а так же Садовой улице и Невском проспекте. 

Осенью 1918 года был отдан для потребностей Красной Армии. Здесь разместили несколько военных учебных заведений. Во времена гражданской войны в помещении дворца организовали курсы для командного состава Красной Армии, а в 1920-1930х годах дворец заняло пехотное училище им. Кирова. С 1955 года в Воронцовском дворце расположено Суворовское военное училище. 

В 1998 году была проведена реставрация сооружения Мальтийской капеллы.

Дворец М.И. Воронцова является примером роскошного городского дворцового-паркового ансамбля данного времени. Главные корпус сооружения находится внутри парадного въездного двора, со всех сторон от которого симметрично расположены выходящие торцами на улицу небольшие флигели. Парадный двор отделяется от улицы при помощи чугунной литой решетки и ворот по главной оси сооружения.

Фасад разделен типичными для времени графа Воронцова ризалитами, сдвоенными колоннами, пилястрами, которые несут раскрепованный антаблемент; ризалиты завершают треугольные и лучковые фронтоны. Роскошная пластика ризалитов, при помощи которой создается интенсивная игра света и тени, выразительно противопоставляется более плоским западающим элементам фасада. Белые части ордера и наличников с лепными орнаментами хорошо заметны на цветном фоне отделанной стены.

Позади дворца находится постоянный сад с красивыми аллеями, а так же боскетами. Бассейн продольно вытянут. Со стороны сада сооружение своими выступающими элементами образовало маленький двор, имеющий прямоугольную форму и отделенный от регулярного сада пониженным одноэтажным сооружением с открытой террасой наверху. Этот небольшой дворик соединял сквозной проезд парадного двора и сад. Растрелли применил метод замкнутого двора, который часто использовался при строительстве подобных дворцов первой половины столетия, внутренний двор оказался композицией характерной для загородных сооружений. В условиях регулярного строительства Санкт-Петербурга, с домами, которые располагали, в основном, по линии улицы, данная планировочная схема не пользовалась особой популярностью при возведении жилого сектора.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.