Дворцы

Юсуповский Дворец в Санкт Петербурге

В течении двух столетий длилось формирование ансамбля Юсуповского дворца, точнее, огромного городского имения, одного из немногих дошедшего до нашего времени в Санкт-Петербурге. Как и большинство усадебных ансамблей в историческом центре Петербурга, его судьба переплетена с жизнями многих известных личностей петербургской истории.

В начале XVIII века у левого берега Мойки был расположен небольшой дом и имение царевны Прасковьи – родной племянницы императора Петра Великого. Прасковья Иоанновна, в 1726 году передала в дар всю усадьбу лейб-гвардии Семеновского полка, который владел им до 1742 года. С середины 1740-х площадь дворца входила в обширное имение графа Петра Шувалова. После завершения дворцового переворота Шувалов стал крупным сановником и имел огромное государственное влиянием.

К сожалению, до наших дней не дошло имя архитектора, который построил дворец в новоиспеченном имении графа Шувалова. Если посмотреть на рисунок художника М. Махаева 1760 года, то можно увидеть особняк, выполненный в стиле русского барокко, в котором граф Шувалов регулярно организовывал пышные праздники и принимал свою незаменимую покровительницу. В доме Шувалова на Мойке в 1754 году состоялся роскошный бал-маскарад по случаю празднования рождения цесаревича Павла – будущего наследника императорского трона.

Наследник Петра Шувалова Андрей Петрович продает особняк отца. Выдающийся вельможа новой эры царствования, который состоял в самом близком окружении Екатерины II, вероятно, думал, что родительский дворец старомоден и архаичен. И тогда граф Шувалов принимает решение возвести собственный дворец в самом модном стиле того времени – классицизма. Дворец должен был располагаться выше по течению реки Мойки.

Грандиозный проект нового дворца, построенного в 1770-е гг., создал архитектор Валлен Деламот. По его планам, парадный вход во дворец необходимо было расположить со стороны двора особняка. Все, что дошло до наших дней с данного дворцового комплекса – это высокая ограда данного двора, в центре которой расположена стройная классическая колоннада.

После того, как Екатерина выкупила дом у потомков Шувалова, она пожаловала его в 1795 году фрейлине, точнее, графине Александре Браницкой. Документального подтверждения о перестройках дворца в это время нет.

Во владении графини Александры Васильевны Браницкой, жены гетмана Польши, дворец находился на протяжении 35 лет. После этого она продала все имение за 250 тыс. рублей своим близким родственникам, точнее, князьям Юсуповым. Все документы было решено оформить на Юсупова Бориса Николаевича, который являлся племянником Браницкой. С 5 марта 1830 года начинается динамичная и яркая биография старинного дворца, вошедшего в российскую историю и летопись архитектуры Петербурга как Юсуповский.

Новые хозяева дворца приступили к полной перестройке здания. Главным архитектором был назначен видный классицист, ректор Академии Художеств Михайлов Андрей Алексеевич. Он произвел капитальное переоборудование дворца, который в результате стал значительно больше. С восточной стороны был пристроен корпус, состоящий из трех этажей, в его бельэтаже была размещена самая большая комната нового здания - Банкетная. Дворовые флигели так же подверглись реконструкции, их объединили в единое здание, которое уходило вглубь имения, - там создали помещения Картинной галереи, за которыми располагался домашний театр. На территории имения были устроены цветочные оранжереи, павильон с садовыми деревьями и пейзажный сад. Стоит остановиться и на необычайных интерьерах, которые создал архитектор во дворце. Декоративные изящные украшения были выполнены в стиле ампир.

С 1840 по 1860 гг. в Юсуповском дворце работали зодчие Ипполит Монигетти и Бернар Симон. Их деятельность совпала с самым романтичным периодом в русской архитектуре – историзмом. В основе этого направления было заложено использование художественных элементов прошлого и это служило основой для развития новых стилистических вариантов, таких как неоренессанс, неорококко и неоклассицизим. Все без исключения направления были воплощены в разнообразных интерьерах дворца Юсупова. Залы имели самое различное назначение - домашний театр, музыкальный салон, зимний сад и другие. Каждое помещение было виртуозно оформлено в соответствии с тенденциями, которые отражали прошлое время.

Вначале 1890-х гг. начинается очередная модернизация дома Юсуповых. По их приглашению за работу берется архитектор Александр Степанов. Он блестяще справился с техническими задачами переоборудования дворца, который электрифицировали, оснастили водяным отоплением, провели водопровод и канализацию. Талант зодчего проявился и в некоторых заново созданных интерьерах. К их числу относились Мавританская комната, Дубовая кухня и вершина таланта Степанова - крохотный Домашний театр.

Начиная с XX века зодчий А.Белобородов принимается за обновление комнат первого этажа. Планировалось, что там поселится Феликса Юсупов со своей женой Ириной. Он смог собрать группу талантливых молодых художников, обучаясь в Академии художеств, в которую вошли С.Чехонин, В.Конашевич и Н.Тырса. В интерьерах был четко выражен входивший в моду стиль неоклассицизма с элементами модерна.

22 февраля 1919 года состоялась национализация дворца. Комиссия по делам музеев принимает решение о сохранении Юсуповского дворца, придав ему статус художественно-исторического памятника культуры. 20 сентября 1919 года открывается Юсуповская галерея. Основными экспонатами были произведения искусств из семьи хозяев дворца. В 1924 году открываются экскурсии по историческим помещениям, которые были связаны с гибелью Григория Распутина. Но в родных стенах экспонаты музея пробыли недолго. В 1925 году музей в Юсуповском дворце, также как и в ряде подобных имений города, закрыли. Начался процесс его ликвидация, который сопровождался бесконтрольным вывозом бесценных исторических предметов и произведений искусства.

Несмотря на трудные послереволюционные времена, Юсуповскому дворцу повезло больше, чем другим старинным особнякам. После того, как был закрыт музей, его передали педагогической интеллигенции Петербурга. Это сыграло решающую роль в сохранении внутренних интерьеров и помещений дворца. Ведь он эксплуатировался не так варварски как подобные бывшие памятники культуры Петербурга.

Работы по возрождению дворца продолжается и сегодня. Специалистами разработана целенаправленная научно-реставрационная программа. Для нас дом Юсуповых интересен как особенный памятник, отражающий историю дворянского быта. Дом, в котором почти сто лет протекала бурная жизнь одной из самых видных семей России, может многое рассказать о предпочтения и вкусах своих владельцев и о культуре дворян в целом.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.