Никольский Морской Собор

Никольский Морской Собор: Память и Слава Русского Флота

Никольский морской собор, или Морской собор Святого Николая Чудотворца и Богоявления, является крупным православным храмом, памятником архитектуры в стиле елизаветинского барокко, символом благословения Санкт-Петербурга как носителя морской славы.

Собор расположен на Никольской площади и принадлежит к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Ранее территория, прилегающая к собору, была застроена одноэтажными казармами, предназначенными для проживания служителей Военно-морского ведомства.
В настоящее время сохранись каменные сооружения Никольского рынка, построенные в 1788-1789 годах.
Место для строительства выбиралась по принципу территориальной целесообразности: вблизи расположены водные пути – речка Фонтанка, Екатерининский и Крюков каналы.
Существует предание, что ещё император Пётр Великий, совершивший путешествие в Астрахань и поражённый величием храма Святителя Николая, хотел возвести такой же храм в северной столице.
Однако этим замыслам при жизни великого самодержца не суждено было сбыться.
При Петре I здесь была лишь небольшая деревянная церковь, которая быстро ветшала из-за влажного климата.

Инициатором возведения нового, каменного храма был генерал-адмирал, князь Михаил Голицын, который в 1752 году, будучи президентом Адмиралтейств-коллегии, подал прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны.
В нём говорилось о строительстве на средства морского ведомства нового собора во славу Российского флота.

Никольский морской собор был возведён на месте деревянного храма морского полкового двора в 1753-1762 годах по проекту С. И. Чевакинского, главного архитектора Адмиралтейств-коллегии.
Здание, созданное по образцу Астраханского храма, так понравившегося в своё время Петру I, задумывалось как главный храм Российского флота.
Оно состоит из двух этажей и способно вместить около пяти тысяч человек.
В 1755-1758 годах рядом была построена четырехъярусная колокольня с высоким шпилем.

В проекте двухэтажное здание Никольского морского собора, украшенное собранными в пучки коринфскими колоннами и лепными наличниками, имело крестообразную форму.
Великолепие и пышность, характерные для барокко, гармонично сочетаются с традиционными формами русской церковной архитектуры – крестово-купольной схемой и луковичными пятиглавиями.
Характерный для архитектора Чевакинского приём – оформление углов зданий колоннами – заимствовано им из древнерусского зодчества.
Скульптурный декор, который в елизаветинскую эпоху щедро использовался в архитектуре, в проекте Никольского морского собора позволил создать атмосферу праздничной торжественности.

Золочёное пятиглавие, удивительная по красоте пластика бело-голубого фасада, широкий антаблемент и балконы с узорными коваными решётками придают храму величественную роскошь.
Внутренняя отделка собора создаёт праздничное впечатление за счёт использования позолоты, лепнины в виде цветов и листьев, искусной резьбы по дереву и камню, созданных лучшими мастерами того времени.

Нижняя Никольская церковь была освящена в честь покровителя всех плавающих и путешествующих – святого Николая Чудотворца.
Верхняя церковь – однопрестольная, освящённая во имя Богоявления Господня.
В обеих церквях сохранились уникальные резные иконостасы XVIII века, которые были выполнены И. Ф. Канаевым и С. Никулиным, а над созданием образов, созданными в византийской традиции, работали братья Колокольниковы.

Освящение престола верхней церкви состоялось в июле 1762 года. На этом событии присутствовала великая императрица Екатерина II, которая и приказала называть новую церковь собором.
Главной его святыней стала греческая икона Николая Чудотворца с частицей мощей святого, которая относится к XVII веку и находится в нижнем храме.
По распоряжению императрицы храму были подарены десять образов в честь славных побед русского флота в битвах с турками и шведами.
Традиция дарения продолжилась и после: композитор П. И. Чайковский, Анна Ахматова, пожертвовавшая икону святой пророчицы Анны, и другие выдающиеся деятели русской культуры и искусства в своё время делали подарки храму.
Также стало традиционным отмечать богослужением любое событие в русском флоте: закладку и спуск на воду новых кораблей, отправление в дальнее плавание, благополучное возвращением к родным берегам.

Перед храмом разбит сад, в котором в 1908 году соорудили Цусимский обелиск, призванный почтить память погибших при Цусиме.
Он создан по проекту князя Путятина, морского офицера.
С 1870 года при Никольском морском соборе действовало благотворительное общество со школой, приютом, больницей и женской богадельней.
Одна из основных особенностей храма в том, что он сохранился в своём историческом виде, не подвергаясь изменениям и не перестраиваясь.
В отличие от многих святынь, собор не закрывался после революции 1917 года, а в 1941-1999 годах был кафедральным.
В Великую Отечественную войну этот памятник во славу доблести морского флота стал оплотом в противостоянии фашистам.
Как и многие храмы, Никольский морской собор был центром мобилизации и объединения людей на борьбу с врагом.
В 1943 году несколько священнослужителей храма были награждены медалями «За оборону Ленинграда», а пожертвования прихожан на нужды фронта составили внушительную сумму.

В 2000 году была освещена часовня, расположенная в нижнем ярусе колокольни.
В 2008 году в храм возвращены святыни: иконы живописцев Колокольниковых, ковчег с частицами мощей разных святых, начиная с первых христианских мучеников.
В верхнем храме Николо-Богоявленского собора установлены мемориальные доски в честь моряков, погибших в русско-японской войне, экипажам затонувших советских субмарин, а в 2000 году – доски с именами экипажа подлодки «Курск».
В дни памяти в Никольском морском соборе служат панихиды по погибшим.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.