Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра: в честь Подвига и Духовности

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является мужским православным монастырём, самым крупным в Санкт-Петербурге.
Статус лавры монастырь получил в 1797 году и служит оплотом русской духовной жизни на Монастырском острове.

Архитектурный комплекс Александро-Невской лавры включает в себя несколько акрополей, в которых упокоены многие выдающиеся деятели, жившие в XVIII-XIX веках.

Принято считать, что своё название лавра получила в память о битве князя Александра Невского и его дружины со шведами, произошедшей в месте основания монастыря в 1240 году, а также победы над врагом в 1704 году.
В честь этих славных событий Петром I было принято решение о возведении монастыря, а за свои благие дела во славу Отечества состоялась церковная канонизация князя Александра Невского.
Именно поэтому в народе монастырь получил название «Александров храм».

Проект будущего строения составлен архитекторами Д. Трезини и И. Старовым, а в 1710 году был заложен монастырь.
Согласно замыслу архитекторов, комплекс включал в себя покои митрополита, кельи и церкви.
Строительство корпусов было спланировано в виде буквы «П», по углам которой размещались церкви, а на территории разбит сад и цветник.
В 1712 году вокруг монастыря появились первые постройки: деревянная Благовещенская церковь с часовней, а также застроена монастырская слобода.
Архитектором И. Старовым был выполнен проект основного здания монастыря, расположенного у речки Монастырки, и Надвратной церкви Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости», размещённой над воротами монастыря.

В 1724 году архитекторами Д. Трезини и Т. Швертфегером на правом берегу реки было возведено одно из первых строений комплекса – Благовещенская церковь, построенная на месте деревянной и сохранившаяся до наших дней.
Здание прямоугольной формы, увенчанное восьмигранным куполом и украшенное пилястрами, стало вместилищем мощей Святого Александра Невского.
Также здесь находится прах великой княгини Анны Леопольдовны, великого русского полководца Александра Суворова, графа Алексея Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны.

В середине XVIII построены ещё несколько корпусов монастырского комплекса: здания Митрополичьего дома, Семинарского и Просфорного корпуса.
Перед входом на территорию монастыря Старов спроектировал круглую площадь.
Митрополичий дом, воздвигнутый в 1756-1758 годах на западной стороне монастыря, является выдающимся памятником гражданской архитектуры XVIII века.
Его проект составлен архитектором М. Д. Расторгуевым, по замыслу которого строение представляет собой двухэтажное здание с одноэтажными крыльями и угловыми башнями.
После завершения строительства в Митрополичий дом перенесли Митрополичью церковь, существовавшую ещё с 1743 года.

Троицкий собор – композиционное ядро ансамбля – представляет собой строение в стиле раннего классицизма.
В нём захоронена частица мощей Андрея Первозванного и Александра Невского. Силуэт храма с могучим куполом и двумя симметричными звонницами виден издалека.
Первое здание этого собора, построенное по проекту архитектора Т. Швертфегера, не сохранилось: из-за трещин в сводах законченную постройку пришлось разобрать.
Современный собор, построенный в 1776-1790 годах, спроектирован И. Старовым, а скульптурное убранство разработано Ф. Шубиным.
Благородные формы Троицкого собора гармонично вписались в барочный стиль монастырских корпусов.
Здание связано с Феодоровским и Духовским корпусами двумя дугообразными галереями с арками проходов.
За время своего существования собор неоднократно подвергался ремонту, но его внутреннее убранство не менялось.
Расписанный по эскизам Ф. Солнцева, украшенный скульптурными композициями, с иконостасом, отделанным итальянским и русским мрамором, Троицкий собор впечатляет величием и красотой.
Атмосферу прекрасного дополняет множество икон и полотен, выполненных известными художниками: Рафаэлем, Ван Дейком, Рубенсом.
Переживший упадок после революции, разграбленный и утративший былое величие, в 1957 году этот храм был возвращён Православной церкви и отреставрирован.

На территории Александро-Невской лавры расположены кладбища: Лазаревское и Тихвинское, объединённые в Некрополь, Никольское, Казачье.
В 1930 году на базе Некрополя был создан Музей городской скульптуры, который в 1932 году занял Надвратную церковь.
Через год, после закрытия Благовещенской церкви, её первый этаж тоже передали музею.
Сегодня музей занимает оба этажа и здание Тихвинской церкви.
В числе экспозиций – Благовещенская усыпальница, Некрополь XVIII века, с надгробными памятниками современникам Петра I, деятелям науки, искусства, отечественной истории, Некрополь «Мастеров искусств», в котором сохранены памятники выдающимся деятелям искусства и культуры России.

В начале XX века на территории Лавры размещалось 16 церквей: Лазаревская, Благовещенская, Тихвинская, Духовская, Домовая.
В течение двух веков в храмах Александро-Невской лавры хоронили государственных и церковных деятелей, царских особ и выдающихся деятелей искусства и культуры России.
Здесь покоятся Ломоносов М. И., Крылов И. А., Чайковский П. И., Римский-Корсаков Н. А., Фонвизин Д. И., Жуковский В. А., Достоевский Ф. М., Карамзин Н. М.

1931-1936 годы – сложный период в истории Лавры: все её храмы были закрыты, многие здания отданы под нужды различных мастерских и учреждений, некоторые церкви подверглись разгрому.
После ходатайств верующих и возвращения Свято-Троицкого собора Православной церкви, он был отреставрирован и освящён.
Это знаковое событие состоялось в день Святого Александра Невского – 12 сентября 1957 года – дата во славу подвига и верности Отечеству, веры и силы духа.
Реставрация купола Троицкого собора завершилась в 2007 году, и вместе с возрождением монастыря возродились и традиционные ремёсла: иконопись, оловянная миниатюра, ювелирное искусство.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.